Мотивации. Что это? Какие бывают? И как их применять?

И так, что такое мотивация?
Мотивация - это способ заинтересовать сотрудника в выполнении каких-либо действий. От людей, которые занимаются развитием персонала, можно услышать, что мотивация - это способ манипулировать людьми, создавая иллюзию поощрения. Что же, каждый имеет право на свое мнение. Но как бы Вы не интерпретировали это слово, суть остается неизменной, каждому сотруднику нужен стимул и поощрение, для заинтересованности в выполнении поставленных задач и достижения поставленных целей, даже нам с вами :)

✍️ Далее, мы рассмотрим какими они бывают.

🧩 Материальная.
Это самый распространенный вид мотивации. К ней относятся такие поощрения, как премии, бонусы, путевки и т. д. Зачастую, управленцу нужно только следить, чтобы сотрудники знали о поощрениях компании, так как большинство из нас заинтересованы в увеличении своего дохода. Сопротивление, которое может встретить руководитель в данном случае, это неверие в выполнение задачи. Например: компания ввела дополнительное премирование за выполнение определенных показателей, но сотрудники не уверены в выполнении поставленной задачи, следовательно, даже материальная мотивация не поможет достичь результатов. Конечно мы с вами будем исправлять данную ситуацию путем проведения как индивидуальной работы с сотрудником, так и проведением работы со всей командой.
Внедрять такую мотивацию самостоятельно не рекомендуют. У нас с вами есть другие виды мотивации))😉

🧩 Нематериальная.
Как бы не хотелось верить в то, что материальная мотивация, это основной вид стимуляции сотрудников, практика показывает, что этого мало для эффективной работы персонала. Вы, наверное, заметили, что относительно недавно были переименованы некоторые должности и названия отделов в различных компаниях. Это один из способов нематериальной мотивации. Сделать любую должность престижной, это одна из задач компании. Согласитесь «уборщик» и «сотрудник клининга» или «клининг-менеджер» воспринимается по разному. Несколько лет назад многие компании переименовали ряд должностей внутри своей организации. Так "продавцы" стали "менеджерами по продажам", "администраторы" стали "директорами" или "управляющими" и т. д. Так же к нематериальной мотивации относятся тренинги, семинары и другие обучающие мероприятия. Многие соискатели выделяют компании, предлагающие развитие и обучение за счет организации среди других.

📌 А какие нематериальные мотивации можете использовать вы, как руководители?
🎆 Вы можете создать рейтинг для своей команды. Внесите туда направления, которые, по Вашему мнению, требуют улучшения (только не создавайте объемный рейтинг с множеством пунктов, Ваша команда просто запутается, и эффект окажется нулевым). Обязательно укажите пару направлений, которые будут ощутимо влиять на зарплату сотрудников, а так же добавьте пункты, которые касаются развития команды (например: 100% по внутреннему тестированию), и укажите условия, при соблюдении которых, все результаты будут засчитаны.
🎆 Еще одна разновидность нематериальной мотивации, это похвала сотрудника за его успехи. Например: вы можете в конце каждого месяца вешать плакат с фотографиями лучших сотрудников и указанием (в свободной форме) их успехов. Для стажеров можно написать «Лучший ученик», для действующих сотрудников «Гуру KPI», «Лучший фотограф» и т. д. Больше креатива и позитива должно присутствовать на таких плакатах.
🎆 Также не забывайте, что сотрудникам должно быть комфортно на своем рабочем месте. Следите за исправностью оборудования, чтобы у сотрудников все было под рукой для выполнения задачи. Если команда видит вашу заинтересованность в их условиях работы, то это будет хорошей мотивацией для них.
🎆 Если в вашей «власти» сделать сотруднику дополнительный выходной, то это тоже отличная мотивация.
🎆 Также можно создать рассылку с фотографиями и именами лучших работников или создать видео в стиле приключенческого фильма.
🎆 Не забывайте, что открытое общение со своим руководителем, это тоже, своего рода, нематериальная мотивация. В данном случае, сотрудник ощущает свою нужность и влияние, для многих это немаловажный фактор.
🎆 Создавайте комфортную атмосферу внутри своей команды. Если сотрудникам будет интересно приходить на работу, то и выполнять они ее будут с энтузиазмом. Для этого можно проводить различные мероприятия, например, тимбилдинг, корпоративы, поездки на природу, спортивные игры, а также поздравления с различными праздниками, касающихся, как лично сотрудников, так и компании. Данные мероприятия сплочают коллектив.
🎆 Позвольте сотрудникам проявлять инициативу в выполнении поставленных задач, конечно, если это не противоречит нормам и правилам труда и компании. Нестандартный подход к работе, позволит сделать ее более интересной для сотрудников, и кто знает, возможно, вы увидите новый супер-способ выполнения заданий.
🎆 Развитие сотрудников тоже является мотивацией. Вы можете давать задания, которые позволят сотруднику получить новые знания.
🎆 Делайте работу интересной. Согласитесь, если мы монотонно выполняем свои обязанности, то в конце концов перестаем получать положительные эмоции от процесса. Например, Вы можете ставить задачи в виде игры.

☝️ Как видите, способов нематериальной мотивации очень много. Для того, чтобы внедрить тот или иной вид мотивации, вам нужно тесно работать с командой, чтобы понять, какой вид мотивации будет работать с тем или иным сотрудником. И, чтобы не запутаться самим, нужно разработать план работы в этом направлении, который будет включать в себя все необходимые Вашей команде мотивационные инструменты.

Мотивируйте и вдохновляйте свою команду! :)
Рейтинг команды

Рейтинг - показатель оценки продуктивности и активности членов команды.

Для чего же он нужен?
Рейтинг можно использовать в качестве нематериальной мотивации. Это отличный способ пробудить желание и энтузиазм в каждом члене команды для выполнения определенных задач. И самое главное, это рабочий способ. Как бы для нас не важна была зарплата, но есть еще и человеческий фактор "быть первым среди равных". Используя рейтинг, вы можете достигнуть отличных результатов в направлениях, которые сейчас, на ваш взгляд, требуют внимания, так как не выполняются каждый месяц, т.е. нет постоянной динамики. И хотя рейтинг, это больше индивидуальная работа над собой, но он также может помочь создать именно команду. Если вы правильно строите работу и учите ребят взаимодействовать друг с другом, то рейтинг отличный инструмент отработать такие моменты, как поддержка друг друга, помощь друг другу и вклад каждого члена команды в ее общий результат.

Рейтинги бываю разные. Как правило, сама компания составляет и ведет рейтинг для сотрудников. И вы, как руководители, должны помогать своим командам в достижении первого места в нем. Обратите внимание: не наблюдать за тем, как команда пытается вырваться в лидеры, а помогать. Вы должны быть не только лидерами команд, но и быть помощниками, советчиками для своих сотрудников. Вы должны не только руководить работой определенной группы людей, но и поддерживать эту группу, помогать, направлять и демонстрировать своими действиями правильное отношение друг к другу персонала внутри команды, и внутри компании в целом.

Что со своей стороны вы можете сделать?

Во-первых, вам нужно разработать план/стратегию, как выполнить необходимые задачи и не упустить направления, которые в рейтинг не входят, т.е. стремясь к первому месту в рейтинге, ваши команды не должны упасть по другим показателям, так как потом, будет очень сложно достичь прежних результатов, и при этом, занимать в рейтинге лидирующие позиции. После того, как вы самостоятельно распишите план-стратегию, вы должны обязательно его обсудить на вашем собрании со всеми членами команд. Каждый из них должен высказать согласие с вашим планом, либо предложить свою идею. Но будьте внимательны, согласия ради того, чтобы не высказывать свою точку зрения, боясь получить отрицание в эффективности предложенных действий, либо чтобы быстрее закончить собрание, вам точно не нужно. Это также вы должны объяснить вашим сотрудникам, объяснить важность правильно выстроенной стратегии. Вы должны дать понять своим командам, что без их идей и участия результат достигнут не будет.

Во-вторых, вы должны отслеживать выполнение направлений онлайн. Уверенна, что компания будет высылать промежуточные срезы, но эффективнее, если каждый член команды будет знать здесь и сейчас его зоны роста или выполнение показателей. И именно в этот момент вы должны дать понять, что каждый из них по отдельности достигнет меньших результатов, нежели, если они будут тесно взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу. Вы, наверно, замечали, что каждый из ваших сотрудников индивидуален и каждый отлично справляется с определенным видом задач, так вот если они начнут работать поддерживая друг друга, они также будут делиться своими навыками друг с другом, а, следовательно, учиться и развиваться благодаря навыкам своего коллеги. Так же ваша заинтересованность в продвижении команды в лидеры, только сыграет вам на руку. Если вы будете принимать активное участие в достижении лидерских позиций, то сотрудники будут видеть в Вас не только управленца, но и лидера, которому не все равно, как работает его команда.

В-третьих, не забываем о поддерживающей обратной связи. Вспоминаем, когда ее даем:
- Вы хотите поощрить или мотивировать сотрудника;
- Вы хотите подсказать идею;
- Вы хотите передать полезную информацию или мнение;
- Вы хотите сравнить взгляды на ситуацию.
Вы должны поддерживать свою команду и поощрять ее.

В-четвертых, когда команда достигнет лидирующих позиций в рейтинге, ваша задача не дать ей "расслабиться". Часто бывает так, что, достигнув цели мы успокаиваемся, но этого делать нельзя. Для этого, вы должны внедрить направления рейтинга в повседневную работу команды, т.е. мы должны относиться к выполнению этих пунктов, так же, как, например, относимся к тому, что, придя на работу мы должны включить компьютер. Как вспомогательный инструмент, для этого вы можете использовать свой личный рейтинг для вашей команды. В рейтинге использовать некоторые пункты из мотивации компании. Удобство этого рейтинга в том, что вы самостоятельно можете менять направления, т.е. видя, что какое-либо направление ослабевает, вы можете максимально быстро среагировать и не дать упасть показателям по нему добавив его в свой рейтинг.

Из раза в раз меняйте какие-нибудь пункты. Во-первых, это повлияет на заинтересованность команды в участие, так как каждому интересна разнообразная работа. Во-вторых, это позволит вам постепенно проработать все направления, касающиеся качественной и эффективной работы вашей команды.

Обязательно хвалите своих сотрудников, даже за небольшие победы. А, если у сотрудника, что-то не получается, то обязательно подскажите, как ему правильно действовать.